Медиа центр arrow Средства массовой информации

Печать E-mail Проблемы СМИ в условиях построения демократического общества

На закате советской империи наши газеты и журналы были рекорды по тиражам. "Известия"-12 миллионов экземпляров, "Комсомолка"-22 миллиона, "Аргументы и факты" с чудовищным по сегодняшним меркам тиражом в 33 миллиона даже попали в Книгу рекордов Гиннеса.1 В начале 90-х, когда тираж "Правды" еще составлял 10 миллионов экземпляров, один зарубежный издатель, носившийся с идеей издавать респектабельную газету в России, пришел к гендиректору "Прессы" с предложением печататься в его типографии. Услышав, что предлагаемый начальный тираж-30 тысяч, гендиректор не мог сдержать смех: "Предложения меньше миллиона мы в принципе не рассматриваем", - с гордостью сообщил он, перестав смеяться.

Прошло всего несколько лет, и, судя, по данным Госкомстата, тиражи газет упали к 1997г. в пять раз, а журналов-в десять. "Пресса" же нынче с удовольствием берется за издание тиражом 10-20 тысяч экземпляров, лишь бы было периодическим.

Любопытно, что при катастрофическом падении тиражей, количество выходящих в России журналов не изменилось, а газет даже увеличилось. Неожиданно наступившая свобода слова привела к тому, что слишком много людей решило поработать на рынке прессы. В результате в России оказалось слишком много печатных СМИ. Тенденция тиражей печатных изданий в России в сравнении с их количеством можно проследить на графике. (См. приложение 1).

В сравнении с другими странами, например с Германией, тираж газет у нас почти одинаковый, но самих газет в 12 раз больше. Общий тираж журналов у нас в 10 раз меньше, чем в Германии, но их в полтора раза больше.

Очевидно, что, когда такое количество СМИ начинает делить скудный читательский доход российского читателя и небольшой рекламный рынок, всем достается очень мало.

Другой проблемой СМИ в России является отсутствие во многих регионах страны свободы доступа информации. Исследованием этой проблемы занимались организаторы проекта "Общественная экспертиза", проводимого в 87 субъектах Российской Федерации. Как выяснилось, на пути получения и распространения информации встают несколько преград: блокирование или ограничение самого доступа журналистов к информации, установление контроля над сферой производства информационного продукта, давление через посредников-полиграфистов и распространителей.

В ходе своих исследований "Общественная экспертиза" выясняла: насколько свободно движется информация в каждом из регионов России, насколько в том или ином регионе для журналистов свободен доступ к информации, насколько свободен там издатель или вещатель. Результаты исследований можно коротко представить в виде таблиц (См приложение 1 табл. 1,2).

Согласно результатам исследований "Общественной экспертизы", проведенной в сентябре 1999г. сегодня в России нет региона, в котором СМИ чувствовали бы себя свободно и комфортно на всех этапах создания и продвижения информации.



Знание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. Абу-аль-Фарадж

Copyright © 2007 - Медиа центр